?

Log in

Теоретический минимум для программиста

Многие начинающие программисты, особенно обучающиеся в провинциальных вузах, часто не знают, в какую сторону им развиваться, и что они должны знать для того, чтобы эффективно работать по специальности. Удивительно, но каждый день используя продукты и технологии, созданные другими программистами на основании развитых областей знания, они даже не догадываются о том, как они устроены.

Построенные на теории массового обслуживания и стандарте GSM сети мобильной связи; PHP-скрипты, исполняющиеся на удаленных серверах и передающие свою выдачу через Ethernet по TCP/IP на компьютеры с NDIS-драйверами; процессоры, переупорядочивающие и спекулятивно исполняющие наборы инструкций для того, чтобы скомпенсировать вызванную ограничениями полупроводниковой электроники и скоростью света остановку роста тактовой частоты; рассчитанные на ЭВМ корпуса самолетов и автомобилей, лекарства и структуры ДНК; компьютерные игры, ради крохотного блика в которых пишутся мегабайты заполненных интегралами Френеля статей; электронные фильмы и книги; алгоритмы NLP и TreeNet, вызывающие нам из огромных баз данных поисковую выдачу — вот то, что окружает нас каждый день благодаря программистам, благодаря оригинальным подходам и фундаментальным знаниям, благодаря продуманной и отточенной десятилетиями методологии разработки и управления сложностью ПО.

Я и мои единомышленники взяли на себя труд составить теоретический минимум для программиста на основании наиболее ярких отраслей IT, вошедших даже в программы нормальных университетов, на основании собеседований и постоянно пригождающихся на практике знаний. Часть из пунктов этого минимума можно изучить за 5 минут по википедии, часть же потребует серьезного труда на протяжении нескольких месяцев, но это именно то, что обязательно следует знать и чем следует свободно владеть. В комментариях приветствуются исправления и дополнения.



  1. C++, стандарт, Comeau, 1TBS, Страустрап/D&E/Джосаттис/Вандервуд, Дьюхэрст/Мейерс/Саттер, RAII/copy-and-swap/exception-safety, правило пяти, Александреску/Абрахамс-Гуртовой, type erasure, CRTP, NVI, SFINAE, Koenig lookup, Duff's device, Boost, Сик-Ламсдейн/Карлссон, TR on C++ performance, тест Степанова, forwarding problem/move semantics, SPECS


  2. Компиляторы, особенности реализации стандарта, ограничения реализации, интринсики, отличия стандартных библиотек (контейнеры, rand), ABI, реализация виртуальных функций, виртуального наследования, исключений, RTTI, switch, указателей на функции и методы; оптимизации, copy elision (RVO, NRVO), sizeof на различных платформах, дефайны компилятора и среды, __declspec, ключи компилятора, empty-base optimization, статическая и динамическая линковка, манглинг, распределенная компиляция, precompiled header, single compilation unit, (strict) aliasing/restrict, inline/_forceinline, volatile


  3. Мультитредность, обедающие философы, deadlock/livelock/race condition/starvation, атомарность, lock инструкции процессора, memory model/barrier/ordering, CAS или LL/SC, wait/lock/obstruction-free, ABA problem, написание lock-free контейнеров, spin-lock, TLS/per-thread data, закон Амдала, OpenMP, MPI, map-reduce, critical section/mutex/semaphore/condition variable, WaitForSingleObject/WaitForMultipleObjects, green thread/coroutine, pthreads, future/deferred/promise, модель акторов


  4. Язык ассемблера, Зубков/Хайд/Дреппер/Касперски/Фог/Абраш, x86, FPU/MMX/SSEn/AVX, AT&T и Intel-синтаксис, masm32, макросы, стек, куча/менеджеры кучи, соглашения вызова, hex-коды, машинное представление данных, IEEE754, little/big endian, SIMD, аппаратные исключения, прерывания, виртуальная память, реверсинг, срыв стека и кучи, return oriented programming, alphanumeric shellcode, L1/L2/RAM/page fault и их тайминг, язык ассемблера ARM


  5. Аппаратное обеспечение, Хоровиц-Хилл/Титце-Шенк/От физики к Си от panchul, полупроводниковая электроника/спинтроника/фотоника, транзистор, триггер, схемотехника, микрокод, технология создания процессоров, logic synthesis, static timing analysis, FPGA, Verilog/VHDL/SystemC, SISAL, Arduino, устройства памяти (ROM → EEPROM, RAM, SSD, HDD, DVD), RISC/CISC, Flynn's taxonomy ([SM]I[SM]D), принстонский и гарвардский подход, архитектуры процессоров, архитектуры x86, VID/PID


  6. Процессоры, конвейеризация, hyper-threading, out-of-order execution, спекулятивное исполнение, static/dynamic branch prediction, префетчинг, множественный ассоциативный кэш, кэш-линия/кэш-промах, такты, кольца защиты, память в мультипроцессорных системах (SMP/NUMA), тайминг памяти


  7. Дискретная математика, K2, теорема Поста, схемы, конечные автоматы (ДКА и НДКА), автомат Калашникова, клеточные автоматы


  8. Вычислимость, машина Тьюринга, нормальные алгоритмы Маркова, машина Поста, диофантовы уравнения Матиясевича, лямбда-функции Черча, частично рекурсивные функции Клини, комбинаторное программирование Шейнфинкеля, Brainfuck, эквивалентность тьюринговых трясин, проблема останова и самоприменимости, счетность множества вычислимых функций, RAM-машина, алгоритм Тарского, SAT/SMT-солверы, теория формальных систем


  9. Языки программирования, грамматики, иерархия Хомского, теорема Майхилла-Нероуда, лемма о накачке и лемма Огдена, алгебра Клини, НДКА → ДКА, алгоритмически неразрешимые задачи в формальных языках, Драгонбук, Фридл, регекспы и их сложность, PCRE, БНФ, Boost.Spirit + Karma + Qi/Ragel, LL, LR/SLR/LALR/GLR, PEG/packrat, yacc/bison/flex/antlr, статический анализ кода, компиляция/декомпиляция/обфускация/деобфускация, Clang/LLVM/XMLVM/Emscripten, GCCXML, OpenC++, построение виртуальных машин, JiT/AoT/GC, DSL/DSEL


  10. Алгоритмы и комбинаторная оптимизация, Кормен/Скиена/Седжвик/Кнут/Ахо-Хопкрофт-Ульман/Пападимитриу/Шрайвер-Голдберг/Препарата-Шеймос/e-maxx.ru, структуры данных, алгоритмы, сложность, символика Ландау, теорема Акра-Баззи, time-space tradeoff, классы сложности, NP-полные задачи, КМП, графы и деревья, потоки в сетях, матрица Кирхгофа, деревья поиска (особенно RB-дерево и B-дерево), occlusion detection, куча, хэш-таблицы и идеальный хэш, сети Петри, алгоритм русского крестьянина, метод Карацубы и матричное умножение Винограда-Штрассена, сортировки, жадные алгоритмы и матроиды, динамическое программирование, линейное программирование, diff-алгоритмы, рандомизированные алгоритмы и алгоритмы нечеткого поиска, псевдослучайные числа, нечеткая логика


  11. Численные методы, дихотомия/метод Ньютона, интер- и экстраполяция, сплайны, метод Гаусса/Якоби/Зейделя, QR и LU-декомпозиция, SVD, МНК, методы Рунге-Кутты, метод Адамса, формулы Ньютона-Котеса, метод Ритца, метод Бубнова-Галеркина, метод конечных разностей/элементов, FFT/STFT, сходимость и устойчивость


  12. Машинное обучение, Рассел-Норвиг/Bishop, подходы к моделированию AI, переобучение/кроссвалидация, байесовские сети, нейросети, сети Кохонена, Restricted Boltzmann machine, градиентный спуск/hill climbing, стохастическая оптимизация (метод Монте-Карло, метод отжига, генетические алгоритмы, муравьиные алгоритмы), SVM, gradient boosting, кластерный анализ, метод главных компонент, LSH, обучение с подкреплением, MDP, information retrieval/data mining/natural language processing, машинное зрение, Szeliski, OpenCV, image processing, OCR, фильтры Собеля, каскад Хаара, Viola-Jones framework, SURF, введение в психофизиологию зрения, IPython/pandas/scikit-learn


  13. Теория информации, сжатие, Хаффман, RLE, BWT, LZ, коды коррекции ошибок, сжатие с потерями (изображения, аудио, видео), информационная энтропия, формула Шеннона, сложность Колмогорова


  14. Криптография, Шнайер/Ященко, Принцип Керкгоффса, симметричная (DES, AES), асимметричная (RSA), качество ГПСЧ, алгоритм Диффи-Хеллмана, эллиптические кривые, хэширование (MD5, SHA, CRCn), DHT, криптостойкость, криптоатаки (атака гроссмейстера), WEP/WPA/WPA2 и атаки на них, цифровая подпись и сертификаты, PKI, HTTPS/SSL, доказательство с нулевым разглашением, пороговая схема


  15. Математика, Кнут-Грэхем-Паташник/Зорич/Винберг, Spivak/Dummit-Foote, матан, линал, комплан, функан, диффгем, теория чисел, дифуры/интуры/урчпы/вариационное исчисление/оптимальное управление, производящие функции, ряды, комбинаторика, теорвер/матстат/слупы/теория массового обслуживания, цепи Маркова, интегральные преобразования (Фурье, Лаплас, вейвлет), NZQRCHOS, матпакеты (Mathematica, Maple)


  16. Физика, правила Кирхгофа, закон Джоуля-Ленца, комплексное сопротивление, скорость и частота света, уравнения Максвелла, лагранжиан и гамильтониан


  17. Химия, стехиометрия, химия кремния :)


  18. Архитектура и стиль кода, Макконнелл/Фаулер/Лебланк/Гамма/Александреску-Саттер/Буч, защитное программирование, паттерны, SOLID/GRASP/KISS DRY SPOT/YAGNI, UML, OOP (Smalltalk), OOD/OOA, метрики кода


  19. Методологии разработки, Waterfall/RUP/Agile/Scrum/Kanban/XP, TDD/BDD, CASE


  20. Тестирование, юнит-тесты, функциональное, нагрузочное, интеграционное тестирование, тестирование UI


  21. Инструментальные средства разработки, IDE, IntelliSense, отладчики (VS/Olly/WinDbg/kdb/gdb) и трейсеры (strace/ltrace), DWARF debug information format, дизассемблеры и декомпиляторы (IDA/HexRays/Reflector), системы контроля версий (SVN, GIT), merge/branch/trunk, системы именования файлов и бранчей, continuous integration, ant, code coverage, статический анализ (lint, cppcheck), динамический анализ (valgrind, фаззинг), верификация и валидация ПО (Frama-C, RAISE (RSL), Coq), профайлинг, багтрекеры, документирование кода, системы сборки (CMake), пакетные менеджеры (NuGet)


  22. Фреймворки, Qt, moc и метаинформация, концепция слот-сигнал, Саммерфилд-Бланшет/Шлее, PoCo, промышленные библиотеки: GMP, i18n, lapack, fftw, pcre


  23. Операционные системы, Silberschatz/Рихтер/Соломон-Руссинович/Робачевский/Вахалия/Стивенс/Love/Linux Kernel Internals, менеджер памяти, менеджер кучи и ее устройство (LAL/LFH/slab), менеджер устройств, менеджер процессов, context switch, реальный и защищенный режим, исполнимые файлы (PE/ELF/Mach), объекты ядра, отладочные механизмы (strace/ptrace/dtrace/pydbg, Debug API) и минидампы, bash, сетевой стек и высокопроизводительные сервера, netgraph, CR0, IPC, оконная подсистема, система безопасности: ACE/ACL и права доступа, технологии виртуализации, RTOS (QNX), программирование драйверов, IRQL, IRP, файловые системы, BigTable, NDIS/miniport/FS drivers/filter driver, Mm-, Io-, Ldr-функции, DKOM и руткиты, GDT/IDT/SDT, ядра Windows/Linux/BSD, POSIX


  24. Компонентно-ориентированные модели, Роджерсон/Таварес, COM/OLE/ActiveX/COM+/DCOM RPC, ATL, апартменты, моникеры, MIDL, XPCOM, CORBA, TAO, D-Bus


  25. Сеть, Стивенс, OSI model/Internet model, Ethernet, TCP/IP, TCP window, алгоритм Нейгла, сокеты, Protocol buffers/Thrift/Avro/ASN.1, AMQP, ICMP, роутинг/BGP/OSPF, ARP, атака Митника, syn flood, HTTP/FTP, P2P/DHT, DHCP, SMB/NBNS, IRC/XMPP, POP3/SMTP/ESMTP/IMAP, DNS, WiFi/WiMax/GSM/CDMA/EDGE/Bluetooth/GPS, ACE, Wireshark


  26. Графика и GPGPU, алгоритм Брезенхема, цветовые модели, трассировка лучей vs полигональная графика, OpenGL/GLSL/Open Inventor, DirectX/DirectShow/DirectAudio/HLSL, stencil/depth/alpha-test, графический конвейер в DirectX 11, шейдеры, модели освещения (Фонг), пропускная способность, fillrate, OpenCL/CUDA/AMP, ландшафты, лоды, тени, deferred shading, текстурирование и фильтрация, антиалиасинг, HDR, tone mapping, virtual/augmented reality


  27. Форматы, XML/XSLT/XPath/XMLStarlet/DOM/SAX, RTF/ODF, JSON/BSON/bencode, YAML, JPEG/PNG/WebP, AVI/MPEG/RIFF/WAV/MP3/OGG/WebM, SVG, Unicode, кодировки однобайтные/UTF-8/UTF-16/UCS-2/UTF-32, проблемы длины и сравнения Unicode-строк


  28. Базы данных, Грубер/Дейт, ANSI SQL, T-SQL, ODBC, MySQL/PostgreSQL/MS SQL/BDB/SQLite/Sphinx, хранимые процедуры, триггеры, алгебра Кодда/А, Tutorial D, нормальные формы, оптимизация и выполнение запросов, структуры данных индексов, транзакции и ACID, CAP-теорема Брюера, NoSQL, key-value storage, шардинг, ORM (C++ ODB), ERD, OLAP, семантическая сеть, triplestore, RDF/Turtle, SPARQL, OWL, Semanticscience Integrated Ontology, reasoner, DBpedia


  29. Прикладное программирование, C#/F#, Шилдт/Троелсен/Рихтер, генерики, yield, linq/plinq, рефлексия, AST, WCF, WinForms/WPF/Silverlight, AOP, фреймворки логгирования, .NET assembly, Scala, Хорстманн/Одерски, pattern matching, макросы/квазицитаты


  30. Квантовые вычисления, алгоритм Шора, квантовая криптография


  31. Функциональное программирование, Haskell/Ocaml/Scheme/Alice или Oz, SICP/TaPL/YAHT/Purely Functional Data Structures/Харрисон-Филд, HOF (map/fold/filter), система типов Хиндли-Милнера, монады, тайпклассы, АТД, dependent types, ленивость/энергичность, логическое программирование (Prolog или Mercury), конкурентное программирование (Erlang или Oz)


  32. Веб-программирование и скриптовые языки, Фланаган/Zend PHP5 Certification Course + Study Guide, Apache/nginx, CGI/FastCGI, PHP/Zend Framework/ReactPHP/Zend Engine/Doctrine или Propel/CodeIgniter или Symphony или Yii, Python/Django/Twisted, Ruby/RoR, ASP.NET MVC, JavaScript/jQuery/React/Google Closure/ExtJS/node.js, ООП в JavaScript, HTML5, CSS3/табличная и блочная верстка, RSS, canvas/WebGL, Ajax/WebSockets, вопросы безопасности (XSS, SQL injection, CSRF), highload, C10k problem, SWIG


  33. Проектирование GUI и представление информации, Раскин/Тафти, юзабилити, основы дизайна и типографики, закон Фиттса, основы верстки, LaTeX






UPD: Некоторые комментарии повторяются довольно часто, и разумно было бы попробовать ответить на них в апдейте поста.


Этот теормин вполне справедливо критикуется за отсутствие системности изложения и ВНЕЗАПНЫЕ соседства различных как по глубине, так и по содержанию топиков. Это не бага, это фича. Системное изложение программы по практически любому из пунктов заняло бы места не меньше, чем оглавления пухлых талмудов, поэтому лучше как раз названия этих талмудов и приводить. Как же тогда работать с этим списком? Следует брать хорошие книжки по тематике и читать их до тех пор, пока все упомянутые слова не встретятся в процессе чтения. Авторы и в страшном сне не могли предположить, что кто-то решит, что устройство Даффа посчитают по глубине и объему чем-то равным полуторатысячестраничному Священному Стандарту. Однако этот критерий вполне рабочий — можно перечитать сотню книг по C++ для начинающих, и ни разу не встретить упоминания о нем, но если читать действительно полезные книги и статьи (для тем, подобных C++, такие книги существуют и перечислены), то все слова довольно быстро встречаются. Смысл программы, обусловленный ее размером, именно в том, чтобы дать возможность оценить, достаточное ли количество книг по теме прочитано.

Весьма значительное количество критики теормин встречает и со стороны людей, считающих себя программистами, которые полагают, что все это знать невозможно, изучать слишком долго, а в некоторой абстрактной узкой практике большая часть не используется. Эти люди, к сожалению, просто не понимают, в чем разница между эрудицией/памятью и знаниями. Ценность для программиста имеет не запоминание точного формата какого-нибудь из пакетов NBNS, а овладение подходами, которые использовались при разработке, другими словами не способность воспроизвести, а способность воссоздать или опознать, в том числе в другой области. Именно способность человека к анализу и синтезу (которая все же не берется из ниоткуда, а достигается активным познавательным трудом) отличает его от гугла, который даже в очень отдаленной перспективе не научится решать даже div2 250. Именно на развитие этой способности и направлен теоретический минимум, который в процессе работы обязательно придется дополнять domain-specific знаниями, будь то особенности игровой физики, разработка оперденей на Java или создание реальных микросхем.

В отдельный абзац стоит выделить вопрос от тех, кто сомневается в своих способностях освоить теормин, либо полагает, что способность его применять будет редко востребована и ослабнет. В целом, теорминимум в большинстве пунктов несколько уступает учебным программам факультетов CS нормальных университетов, так что за 5 лет его освоить вполне возможно, даже совмещая с работой. Конкретно в геймдеве активно используются (по разным подсчетам в обсуждениях) от 1/3 до 2/3 перечисленных пунктов. Недостающую активность можно восполнять, к примеру, консультируя других на Stack Overflow.

Отдельную категорию людей, высказывающуюся в стиле «я такого не знаю, я такое запрещаю» составляют те, кто полагает, что цель программиста заключается не в улучшении мира, а в зарабатывании денег. Им этот теоретический минимум действительно не нужен, а следует поискать самоучители по тому, как правильно и со знанием всех тонкостей воровать, обманывать и заставлять работать вместо себя других.

«Нас и тут неплохо кормят». Этот аргумент встречает свое опровержение во втором по активности обсуждении статьи у metaclass:
Все, что должен знать программист, чтобы его после 40 лет не выбросили на Помойку, Где Бомжи.
Действительно, в возрасте около 45 лет начинает активно проявляться деградация мозга, приводящая к существенным проблемам в понимании и способности оперировать кодом с обычной цикломатической сложностью. Потеря способности писать код в сочетании с неспособностью из-за отсутствия тренировок к анализу/синтезу — гарантированный путь именно туда. Некоторые люди сохраняют способность оперировать нормальной цикломатической сложностью и в старости, однако лишь за счет превышающих норму показателей в молодости. Проверить, входите ли вы в зону риска, можно на TopCoder.



Кроме того, хочу поблагодарить тех, кто помогал исправлять досадные ошибки в этом теормине, особенно своих коллег, которые не только владеют его большей частью, но и внесли наиболее ценные замечания по его дополнению.

Некоторые полезные ссылки:
Книги, которые стоит читать в IT
Матрица Компетентности Программиста
Список Баткина
MIT OpenCourseWare
Курсы Интернет-университета


UPD2 (2011.07.04): Огромное спасибо Vissi за перевод статьи на английский язык.


UPD3 (2011.12.31):
Питер Норвиг. Научитесь программировать за десять лет
Matt Might. What every computer science major should know
От физики к программированию
Зачем нужно знать всякие низкоуровневые вещи

Ну и наконец, откуда вообще вырос этот теормин:
ACM Computer Science Curriculum

Last update: 2014/12/31

Comments

Страница 1 из 5
<<[1] [2] [3] [4] [5] >>
Хочу теперь почитать теоретический максимум.
Ну одного довольно близкого к ним программиста я точно знаю ;)
это очень странный, C++/Windows-ориентированный минимум
C++ ничем равноценным заменить нельзя, а небольшой уклон в сторону Windows обусловлен ее популярностью и тем, что я не вполне беспристрастен.

(Анонимно)

Есть к чему стремиться ;)

Демотивация

User dzhonover referenced to your post from Демотивация saying: [...]  sharpc.livejournal.com/67583.html [...]
0. Разделение труда.
Граждане, вы ебанулись, простите мой французский. Все описанное нужно знать на уровне "что это такое и куда обращаться, чтобы найти специалистов по этому, если в нашем проекте внезапно оно понадобится". И то, это только техлиду. А программисту достаточно 2-3 пунктов из описанного, чтобы уже быть лучше сотен индусов, которые НИЧЕГО из этого не знают, но тем не менее получают за программирование бабло.

Гонишь! :)

Чувак с таким теормаксимумом называется "технический консультант по вытаскиванию проектов из жопы", получает от $100-200 в час и свысока посматривает на "всех этих недальновидных индусов"

Теорминимум для программиста

User udpn referenced to your post from Теорминимум для программиста saying: [...] Как почувствовать себя начинающим программистом. [...]

(Анонимно)

Re: Теорминимум для программиста

как по мне автора перечислили все умные слова когда - либо услышаные...

Как Остаться Программистом в 40 и Больше Лет

User metaclass referenced to your post from Как Остаться Программистом в 40 и Больше Лет saying: [...] Все, что должен знать программист [...]
узнаю программу Вербицкого для юных математиков в этом списке.
Спасибо :)
Автомат Калашникова - это который преобразует стек в очередь? :)
Ага, я удивлен, ведь это даже на башорге было :)
сетевым стекам уделено прискорбно мало внимания!
надо знать как минимум нетграф.

тоже относится и к дисковым подсистемам.
geom. vnode cache и так далее.

не говоря уж о fs: fat, vfat, ufs, ext2, zfs, advfs...
Спасибо, netgraph упустил совершенно зря, добавил.
Файловые системы решил не детализировать.
а зойчем автомат калашникова знать? что бы отстреливаться от мужчин в белых халатах которые за вами после прочтения всего этого (в основном ненужного) бреда приедут?

Все, что должен знать программист

User brat_luber referenced to your post from Все, что должен знать программист saying: [...] Настоящий Программист (существо, видимо, мифическое): http://sharpc.livejournal.com/67583.html [...]
кстати могут ли часть этих пунктов устареть или стать ненужными лет через 10? это тоже учитывать надо.. мир меняется всё быстрее... а всё на свете не изучишь..
из ЭТИХ пунтов как минимум половина уже давно устарело и нахуй не нужна. ассемблер x86 ололо.
О, прям вспоминается программа по математике от Миши Вербицкого =)

No title

User staerum referenced to your post from No title saying: [...] Теоретический минимум для программиста [...]

Re: No title

Не сказал бы, что это _теоретический_ минимум.

Ещё вот в ОС перечислены фамилии, а Таненбаума, например, нет — непонятно…

(Анонимно)

А в чем сакральная польза специальных областей математики, указанных в разделе Математика?

интересует, в частности "функан", "комплан", "дифгем", "интуры"?

Без функана и комплана можно даже не соваться в image processing или DSP. Дифуры и интуры незаменимы в теории оптимального управления. Диффгем крайне необходим для успешного прохождения собеседования в Яндексе :)
>sizeof на различных платформах
Нужно только мультиплатформенным

>обедающие философы
Подумал WTF? Погуглил, нагуглил т.н. "постановку задачи", без цели что-то максимизировать. WTF?

>Зубков/Хайд/Дреппер/Касперски/Фог/Абраш
Кто все эти люди?

>AT&T и Intel-синтаксис
Кому нужен AT&T?

>alphanumeric shellcode
Нанимаете людей для взлома пентагона что ль? Кому оно нужно кроме вирусописателей?

>спинтроника/фотоника
Пока на рынке нет устройств, никому на фиг не нужно про это знать.

>схемотехника
Программисту ни к чему.

>RISC
Подавляющее большинсово коллег программирует только CISC

>автомат Калашникова
WTF?

>Машинное обучение
>Численные методы
>Математика
>Физика
>Химия
Нужно только для работы в очень узких предметных областях.

>torrent
А он каким боком сюда?

>JPEG/PNG AVI/MPEG/RIFF/WAV/MP3/OGG/
Знание деталей реализации всего этого мне ещё ни разу в жизни не пригодилось.
Из форматов универсально-полезные только XML/XPath/DOM/SAX (заметь XSLT я из списка выкинул) и Unicode конечно.

>Квантовые вычисления, алгоритм Шора, квантовая криптография
Пока на рынке нет устройств, никому на фиг не нужно про это знать.
А кому нужен интел?
sizeof/byteorder -- знать что они есть, понимать как и когда употреблять. Люди которые будут собирать быдлокод для не-интела -- будут благодарны.

PS Еще не лишне помнить про выравнивание -- к тем кто не выравнивает -- автобус приезжает.
Очень, очень круто. Правда, видно, что автор(ы) изо всех сил старался/старались показать, что зна(е,ю)т много умных слов, и местами от этого содержание пострадало, но даже с учётом этого теорминимум удался на славу.
Спасибо :) Если где сильно пострадало, ты сообщи.
Куча баззвордов.

Ну об этом уже кто-нибудь написал, наверное выше.
Да все программирование такое, страшное, со словами непонятными.
Чорт, где мой Common Lisp?!
Не нашел.

наверное, недостаточно умное словосочетание :(
Он был удален из готовящегося списка после беседы с вами, потому что я получил еще одно подтверждение своей гипотезе, что знакомство с CL сильно понижает стремление к самообразованию. В общем-то, он и не нужен, его полностью перекрывает Mozart/Oz.

Не могу удержаться от копипаста

User sbj_ss referenced to your post from Не могу удержаться от копипаста saying: [...] Что должен знать программист, чтобы не устареть [...]

Взлом чарта 25.03.11 06:05

User 3000top referenced to your post from Взлом чарта 25.03.11 06:05 saying: [...] с записью «Теоретический минимум для программиста» [...]

Есть среди вас хотя бы один, кому место не на Помойке, г

User schegloff referenced to your post from Есть среди вас хотя бы один, кому место не на Помойке, где Бомжи (с)? saying: [...] льных университетов, на основании собеседований и постоянно пригождающихся на практике знаний. [...]

Re: Есть среди вас хотя бы один, кому место не на Помойке,

Респект за пункт 8 (вычислимость). Дисер был связан с этой темой...
Какой-то маразматический список местами - или это юмор такой? Например - если выучить "Verilog/VHDL/SystemC", но при этом не уметь пользоваться logic synthesis и static timing analysis, то пользы от этого будет примерно как от зубрежки японских ероглифов без знания правил грамматики японского языка. Т.е. "говорить" человек не сможет.
Страница 1 из 5
<<[1] [2] [3] [4] [5] >>