?

Log in

No account? Create an account

Роадмап для падаванов

Я заметил, что мои рекомендации касательно саморазвития, научной или программистской карьеры достаточно стабильны и зависят преимущественно от возраста и уровня собеседника, поэтому счел небесполезным собрать их в единый набор ключевых слов (вроде теормина). Отправив себе 1 КБ текста в прошлое, я бы сэкономил себе 10 лет жизни: людей нельзя бросать один на один с проблемой саморазвития. Поэтому надеюсь, что этот роадмап окажется кому-нибудь полезным, а еще на комментарии и дополнения.

Краткая мотивация: пластичность мозга позволяет нам стать кем угодно и достичь чего угодно в интеллектуальной деятельности, однако на это нужно затратить достаточно хорошо определенное количество времени. Считается, что человек получает хорошее введение в предмет за 500 часов (достаточно плотно расположенных во времени, многие интенсивные курсы опираются на 8-недельный срок), а уровня эксперта достигает за 10000 часов (закон Гладуэлла). В частности поэтому многие пункты роадмапа окажутся полезными не только для указанного возраста. Я обозначу их астериском: *никогда не поздно.

Рекомендации, специфичные для одной из уважаемой автором областей, сопровождаются списком из первых букв этих областей: Математики, Физики, Химии, Биологии и Программирования.

Реалии и возможности преимущественно российские и украинские.

Рекомендации художественной литературы приведены на глаз оператора с предположением об их полезности на соответствующих этапах развития. Кое-где при существенной ассоциации имени автора с его произведением название произведения опускается.


1-7 класс


*Как можно больше читать
*Аванта, Детская Энциклопедия, Книги для чтения по ..., Перельман, Левшин, Кордемский-Ахадов
Школьные учебники по МПФХБ
KhanAcademy
Discovery, меньше ТВ
Кенгуру
Английский (в основном чтение), русский (в основном письмо)
*Научиться программировать (Codecademy), предпочтительно C++
*Если идет, освоить музыкальный инструмент (предпочтительно фортепиано, (электро)гитара)
*Научиться играть в шахматы
Культура IM и email общения (http://matt.might.net/articles/how-to-email/)
Научиться пользоваться google и wikipedia
*Сохранять свою активность (хранить логи общения, делать бэкапы, не терять файлы)
*Не играть в MMORPG, не курить, не пить
Рассмотреть вариант спецшколы: 57, СУНЦ МГУ (Москва); 239 (Спб); УФМЛ, лицей «Лидер», КПНЛ №145 (Киев)
ХФБ: Домашняя лаборатория, телескоп, микроскоп, паяльник
Худлит: Носов, Волков. Волшебник Изумрудного города 1-6, Булычев. Алисиана, Лагин. Старик Хоттабыч, Ларри. Необычайные приключения Карика и Вали, Верн, Казанцев. Фаэты, Толкин, Велтистов, Янссон

8-10 класс


Малая Академия Наук / кружки
Заочные школы (МФТИ, ...)
Турниры юных
Олимпиады
    Министерские олимпиады (школа → город → область → зона (в России) → страна → international olympiads)
    Х: Менделеевская олимпиада, nanometer.ru
    *TopCoder / CodeForces / TCO / GCJ / RCC
*Научпоп:
    Физики шутят (продолжают шутить, все еще шутят), Химики еще шутят, Математики тоже шутят; Фейнман
    М: Курант-Роббинс, Пойа
    Ф: Хокинг, Саган, Б.Грин, лекции Фейнмана, Крейчи, Шкловский, Пенроуз
    Б: Докинз, Марков, Еськов
    Х: Хаффман. Такой одинаковый и разный мир, Василега
Серьезные книги, литература для подготовки к олимпиадам:
    М: Квант, Московские математические олимпиады
    Ф: ?
    Х: Ахметов, Некрасов/Третьяков, Терней, Робертс-Касерио, Овчинников/Ленинджер
    Б: Грин-Стаут-Тейлор
    П: Скиена-Ревила, Кормен
*Худлит: Ефремов, Стругацкие, Беляев, Гиперболоид инженера Гарина, Лем, Саймак, Брэдбери, Дойл, Ильф-Петров, Азимов, Уоттс, Гарри Поттер и методы рационального мышления, Гранин. Эта странная жизнь, Саган. Контакт, Горькавый, Жвалевский-Мытько. Порри Гаттер

11 класс


Прорешивать много задач
Как можно лучше выступить на министерских олимпиадах
Выбрать максимально хороший доступный вуз (университет, бюджет (МГУ (+куча филиалов), МФТИ (+украинский филиал), СПбГУ, группа Станкевича в ИТМО, матфак ВШЭ (Россия); КНУ, КПИ (Украина); БГУ (Беларусь))), узнать правила поступления, съездить на день открытых дверей, поучаствовать в абитуриентских олимпиадах (втч Ломоносов, ПВГ)
Поступить в университет


1-2-й курс


Учеба
    Учиться на отлично, идти на красный диплом (или хотя бы высокий GPA)
    Учить как можно больше математики
    *EduX, MITx, Coursera, Udacity и прочие интернет-курсы
    МП: НМУ (программа лиценциата, теормин Вербицкого), Стекловка, Computer Science Club, ШАД
    МПБ: http://bioinformaticseminar.com/ (отпочковался от ШАД)
    МП: Цикл книг Босса («математика с птичьего полета»)
    *П: Теормин
    *Ф: Теормин Хоофта
Олимпиады
    Международные студенческие олимпиады и их региональные туры
    ПМ: Найти команду ACM
    МП: Putnam, Открытая олимпиада мехмата → Всеукраинская студенческая олимпиада по математике → IMC
    П: RuCTF
    Х: Всероссийская олимпиада по органической химии, Chembridge, chemport.ru
Где искать информацию: sci-hub, libgen, flibusta :), торренты
Сетевые сообщества: StackOverflow и К, dxdy.ru, habrahabr
В случае асоциальности важно научиться социализироваться (заметный плюс к учебе)
*Рубакин. Как заниматься самообразованием + Поварнин. Как читать книги
*Начать вести заметки: расписания, дедлайны, устные договоренности, идеи, возможности, туду, полезные ссылки, цитаты, списки прочитанного/просмотренного, не думать одну мысль дважды
*Попробовать блоггинг (важно научиться писать, доносить мысли): лучше большой (ЖЖ), но можно и мелкий (tumblr, twitter)
*Учить английский до advanced: Мерфи, Headway
*Заняться спортом: тяжелая атлетика, бег (только не единоборства: микросотрясения мозга)

3-4(5)-й курс


*Писать и публиковать статьи в интернете (Хабр, популярные тематические сообщества втч ЖЖ-коммьюнити), писать больше
Найти научрука (хороший ученый, высокие индексы, публикации в журналах с высоким impact factor (2-5+) за последние несколько лет; особенно круто, если Nature/Science; хорошая матбаза в лаборатории)
Участвовать в конференциях для молодых ученых, копить опыт публичных выступлений
Опубликоваться в рецензируемом научном журнале (вестник университета и далее по возрастанию impact factor) → международная публикация (первый соавтор)
Составить CV
Селье. От мечты к открытию: Как стать ученым
ТРИЗ
*Тайм-менеджмент (GTD)
*Качественная литература о человеке и обществе: вузовский курс психологии, Выготский, когнитивно-бихевиоральная терапия (в мусорку всякую попсу вроде Карнеги и прочих Как достичь успеха); марксистская литература про общество и его историю (например, список у Кравецкого)
Сдать экзамен по английскому: TOEFL/IELTS
Выбрать максимально хороший доступный вуз для магистратуры/аспирантуры (см. Top20 мировых рейтингов, самые цитируемые интересные научные группы), ознакомиться с правилами поступления / GRE etc / cover letters etc
Наукометрики, неравномерность научного авторитета: индекс Хирша, impact factor, web of science / scopus; высокоимпактные журналы: Nature, Science; Корчеватель; Шанхайский рейтинг
МФ: arxiv
Х: Chemical Abstracts, справочник Бейльштейна (Reaxys)
Б: pubmed
П: Интернатуры (Google, MS, Facebook, Intel), лучше в чужой стране; участие в большом open-source проекте (см. Google Summer of Code); github-резюме
МПФХ: TeX
МПФ: Mathematica/Maple, Matlab/Octave
Б: язык R

Магистратура


Лучше: США, Европа, Австралия
Личные контакты: конференции, знакомства, письма
Как писать заявки на гранты
Искать тех, кто напишет письма с рекомендациями (4-6)
Поиск позиции (PhD position, PhD student, doctoral student) с нормальной зарплатой: findaphd.com, academicpositions.eu, eurosciencejobs.com (начинать за год до окончания) (Советы: http://matt.might.net/articles/advice-for-academic-job-hunt/, http://tanchik.livejournal.com/483209.html, http://tanchik.livejournal.com/483395.html)


Книжные рекомендации для развития школьников от Горькавого
Опрос по поводу вузов от nikaan
Путь в науку — пособие для начинающих от IsoPanzer
Медиаактив любителя познания: xkcd (мой любимый), Symphony of science, Science is interesting


Возможные пути далее: работа в серьезной компании, исследователь в R&D / институте / университете, преподаватель, научный журналист, свой бизнес, политическая карьера, прочие способы заниматься достойным делом и двигать человечество вперед.

Comments

В принципе в Киеве бывает еще КПНЛ 145, и образовательный центр при ИТФ, который начинает работать со все более и более мелкими школьниками.
Спасибо, добавил
> МПФХ: TeX

если хотите иметь М, П и Х, сравнимый с кнутом - учите TeX!
очень спорно
Только валить надо не после бакалавриата, а до, - и чем раньше, тем лучше. Тут вопрос в том, что Вы мельком отметили, но, похоже, не придали этому должного значения: "В случае асоциальности важно научиться социализироваться (заметный плюс к учебе)". Глубокая социализация у дикарей для умного человека есть вещь бессмысленная и впоследствии существенно затрудняет социализацию в цивилизованном обществе.
И вместо Лагиных и прочих певцов Всесоюзной пионерской организации, а заодно и русского письменного вместе с хабрами и прочими заповедниками я бы поставил второй европейский язык. Практичнее было бы китайский, но с ним указанным Вами количеством часов не отделаешься.
Школьное образование и бакалавриат у нас лучше и бесплатнее.
Социализация как набор бессознательных скиллов по преимущественно эмоциональному взаимодействию с другими безволосыми обезьянами не особо зависит от интеллекта соседей по социуму, ее можно приобретать даже на корточках, если осознавать разницу в темах общения и не полагаться исключительно на спиртовую социализацию.
Китайский не нужен. Хорошее знание русского, напротив, упрощает изучение вторых, третьих и так далее европейских языков, за счет богатства структуры.
Вы не поняли Лагина.
>>не думать одну мысль дважды
хорошую мысль и 3 раза подумать приятно :)
Ну тогда ее тем более записать не грех :)
"Вестники" в топку, как и вообще всё неанглоязычное. Только список публикаций разбавлять. Импакт 2+ это слабоватый критерий, и вообще по одному импакту судить о журналах нельзя, надо знать, что в твоей науке котируется (ЕМНИП, у APL импакт большой, у PRB маленький, однако второе лучше первого, по крайней мере - в моей области). Ранняя статья в г-журнале с 0 цитирований будет потом только мешать.

И марксизм в списке лишний - давайте политику/религию не примешивать :)
Наоборот надо побольше. Чтоб не было такого, как у вас и подавляющего большинства образованных граждан, имеющих однако какие-то размытые ощущения "политика/религия/танцы". У человека должно быть общее представление, что такое общество вокруг, как оно развивалось, что им движет. Так вот, я бы много добавил, главное, пожалуй, лингвистика. Гуманитарская ерунда, казалось бы, а на самом деле вообще центральная штука. Полезная начиная с упрощения понимания других языков и заканчивая знаниями откуда гитлер взял свастику и арийцев... Обо всём знания. О том откуда взялись и как развивались народы, как информация в сетях людей распространяется и изменяется, и т.д.
"Биология: язык R"

Что это?
GPRS
Про R лучше не читать в педивикии, тамошняя статья исключительно уныла

R - язык для обработки данных, в первую очередь - статистической обработки, именно для этого он изначально был создан
Как аналог матлаб/Octave/связки Numpy+Scipy+matplotlib.
Но именно биологи ухватились за него, и для всех биологических нужду уже существуют написанные на R библиотеки.

В Украине вовсе неизвестен.
В России я видел парочку учебных университетских книг.
В остальном мире - де-факто стандарт для биологии и статистики. Все онлайн курсы со словосочетанием "data analysis" - по R.



Edited at 2013-07-13 07:57 (UTC)
Эх не надо было в 18 лет идти в кикбоксинг. Ну это я уже понял позже.

UPD: Отредактировал, чтобы послать ссылку упомянутым :)

Edited at 2013-07-13 11:15 (UTC)
>habrahabr
Серьёзно?
Вы не согласны?

Влияние дайвинга на мозг

>Заняться спортом: тяжелая атлетика, бег (только не единоборства или дайвинг: микросотрясения мозга)
Что вы подразумеваете под "микросотрясениями" в дайвинге? Имхо, величины перегрузок, действующих на мозг в этом спорте, не сильно отличаются от таковых при занятиях шахматами =).

Думаю, вы имели в виду нейродегенеративные эффекты, связанные с ДКБ, азотным наркозом и кислородным отравлением. Но, насколько мне известно, все эти неполезные для мозга штуки начинают давать знать о себе только в профессиональном /глубоководном (> 40 м) дайвинге, а для того чтобы заработать ДКБ, придется еще и грубо нарушить график погружения.

Все рекреационные погружения (<18 для OWD, <30 для AOWD) - бездекомпрессионные, а любительские таблицы рассчитаны чуть ли не с двукратным запасом, чтобы даже замечтавшийся дайвер не нарушил бездекомпрессионные пределы. Более того, можно выучиться даже на инструктора PADI или NDL и при этом не пересекать отметку в 18 метров.

В доступных мне обзорах схожие выводы:
Long Term Effects of Sport Diving
"However, in the absence of neurological decompression illness, many other studies in which divers were compared with non divers, have failed to demonstrate that diving causes long-term neurological impairment or any functional abnormalities."

Effects of Diving on the Brain
"...Thus, uneventful diving and diving within no-decompression limits should minimize risk to the central nervous system from diving.

Should scuba divers with no history of DCS worry about long-term cumulative injuries from diving?
Moon: No.
Uzun: No. There is currently no convincing evidence that scuba diving causes long-term cerebral damage in asymptomatic divers.
Tetzlaff: There is no need to worry. As outlined above, ischemic cerebral vessel disease may occur as a consequence of gas bubbles arising from diving, but diving within recommended limits and following recommended procedures should prevent such injuries."

Анализ уровня специфических маркеров повреждения ЦНС и сосудов также косвенно подтверждают безопасность рекреационного дайвинга:
http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/23400567
http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/21984400

Re: Влияние дайвинга на мозг

Да, их и подразумевал. Но раз долговременные эффекты не обнаружены, убрал.
Полезная ссылка:
http://mathcenter.spb.ru/nikaan/opros/
Присутствуют рекомендации от интересных людей вроде Юры Лифшица и Димы Павлова.

Edited at 2013-07-14 09:26 (UTC)
Спасибо, добавил
Перенастройка системы поощрений под простое и бессмысленное занятие

(Анонимно)

Какие-то бессмысленные фантазии.

Извиняюсь, комментарии не читал, и даже статью до конца не досмотрел, так как возникло непреодолимое желание доказать, что в интернете кто-то неправ.
Итак, на мой взгляд суть поста в следующем — если бы десятилетний "я" из прошлого просрал своё детство на изучение английского, то в настоящем мне не пришлось бы тратить время на унылую зубрежку. С тем же успехом вы можете мечтать о том, как было бы здорово, если бы в прошлом вы положили деньги в банк, и сейчас имели бы эти деньги. Глупо думать, что таким образом вы можете получить что-то нахаляву, если сейчас вам невыносимо скучно учить английский, то и в детстве это стоило бы тех же усилий. А банк может лопнуть, да.

Re: Какие-то бессмысленные фантазии.

Неправы, конечно, вы. Речь не о том, что усилия в детстве дешевле, речь о том, что вектор направления этих усилий в детстве абсолютно не ясен. И хорошо еще если удается попасть в образовательную среду, которая даст, скажем, знание трети перечисленных возможностей.

Роадмап для падаванов

Пользователь just_a_think сослался на вашу запись в записи «Роадмап для падаванов» в контексте: [...] Оригинал взят у в Роадмап для падаванов [...]